Дресс-код в храме
Этим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…
Такие разные дресс-коды
Мы все уже привыкли, что солидные компании небезразличны к внешнему виду своих сотрудников в рабочее время. Мы все привыкли к словосочетанию «дресс-код», обозначающему свод требований к той одежде, в которой наемный работник может явиться в офис. Нам так же известно, что есть особые мероприятия (прием у Президента, дипломатический прием и проч.), куда следует являться одетым определенным образом. Об этом есть замечательный вебинар на сайте Мастерской. И в том, и в другом случае (рабочий дресс-код и дресс-код мероприятия) нам не приходит в голову подвергать их критическому осмыслению и задаваться вопросом: «а почему белый галстук на прием? А почему в офис нельзя с голой талией?».
Мы не приходим на спортивное мероприятие в вечернем платье, не пойдем в гости в пижаме, а на дискотеку не отправимся в строгом деловом костюме. Мы принимаем эти своды правил как данность, не зависимо от того нравятся они нам или нет. Решение подчиниться этим правилам определяется желанием находиться в определенном месте в определенное время. Все просто и ясно.
Но есть в нашей жизни место со своим дресс-кодом, к которому наши соотечественники питают особое отношение. Это – церковь. Очень часто право Церкви на формулировку своего дресс-кода оспаривается, вызывает раздражение, не говоря уже о ежедневных попытках этот дресс-код нарушить (и совершается это зачастую не без бравады).
Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Ибо это отвлекает от молитвы и ее, и окружающих.
О чем это говорит? Конечно, о неуважении к Церкви. Но вот загадка: зачем тогда идти в храм? Не нравится – не ходи. Все тоже просто и ясно…
Естественно, особенности и тонкости церковного дресс-кода имеет смысл обсуждать с теми, кто готов ему подчиниться. По разным данным в нашей стране от 75% до 90% людей идентифицируют себя с православным вероисповеданием. Таким образом есть основание полагать актуальность разговора о церковных требованиях к внешнему виду и рассчитывать на понимание большой части аудитории.
Проблема первая
На самом деле тема реализации требований церковного дресс-кода распадается на две большие проблемы. Первая: человеку, переступающему порог храма, не удается соблюсти все требования к внешнему виду.
Происходит это по разным причинам. Часто заходят в храм спонтанно. Например, утром, собираясь на работу, и не думали пойти в церковь, а во время обеденного перерыва вдруг возникло желание «свечку поставить». Не редко студентки, приехавшие учиться в другой город, из экономии места берут с собой минимум вещей, вследствие чего оставляют все юбки-платья дома. А перед экзаменами - опять «свечку поставить», ну и идут в обтягивающих джинсиках. Бывают люди проездом. Бывает летом очень жарко, и потому идут в шортах и майках. Бывают, что просто искренне не знают о том, как надо. Бывает, что не понимают чем их одежда не подходит для храма…
Обстоятельства бывают самые разные. Никоим образом не хочу осуждать этих людей, уважая их право на общение с Богом и искреннее желание данное право реализовать в стенах храма. Иногда ситуацию помогают исправить специально припасенные в храме для таких случаев платки и «юбки».
Но не везде они есть и не всегда с их помощью можно действительно что-то исправить. Как тогда быть?
Нередко слышишь от женщин, что они вынуждены были отказаться от приглашения на праздник или пикник только потому, что у них не было наряда, приличествующего случаю. Расстраиваются, но оказываются. Убеждена, что в случае с желанием «поставить свечку» тоже лучше расстроиться, но отказаться от входа в храм. Благоговение в духовной жизни ценится гораздо выше стоящей на подсвечнике свече… Ну а потом надо принять меры (в одежде), как говорится, имея в виду «всякий случай».
Итак, коротко перечислим запреты церковного дресс-кода.
- » Отсутствие головного убора у женщин и наличие его у мужчин. То есть, при входе в храм, мужчина голову обнажает (относится это и к мальчикам), а женщина – одевает. При этом не важно, будет ли на дамской головке платок, берет, шапка или шляпка.
- » Недопустима в храме короткая одежда. Это требование касается как женщин, так и мужчин. Причем, если женщина может позволить себе юбку миди, то мужчина должен быть одет в полноценные брюки, а не шорты или бриджи.
- » Женщины и девушки не должны приходить в храм в брюках.
- » Недопустимы всевозможные разрезы и вырезы, обнажающие тело (касается и рваных джинсов).
- » Недопустима одежда прозрачная или обтягивающая тело (опять же – требование универсально и относится как к женщинам, так и мужчинам).
С этими нехитрыми правилами все понятно. Но существует такая одежда, из-за которой Вас не попросят покинуть храм, но все же она будет там неуместной и продемонстрирует отсутствие такта и вкуса у ее владельца.
- » Речь, прежде всего о спортивных костюмах, растянутых толстовках, разбитых кроссовках и прочих «любимых» и «очень удобных» вещах. Даже в годы советской власти сохранялась традиция в храм одеваться нарядно (насколько позволяло благосостояние) и только поколение прихожан 90-х прервали эту традицию.
Действуя по принципу «и Богу свечку, и черту кочерга», человек угождает только последнему
- » Есть ряд украшений, которые правильнее всего будет не надевать в храм: подвески со знаками зодиака или серьга в форме креста, например.
- » В храм лучше всего приходить без косметики на лице. Допустим лишь неброский макияж, и уж совсем не к чему активный make up. Сколько раз приходилось наблюдать, как женщины, приложившись к иконе, потом смущенно оглядываясь, лихорадочно стирают следы своей помады с образа. Так что в храм надо идти без помады (можно ведь перед входом стереть, а потом снова накрасить губы, если без помады никак).
- » Далеко не всем очевидно, что существуют и определенные принты, неуместные в храме. Например, такие:
- » Туфли на каблуках, в целом, запрету не подлежат, но далеко не все фасоны будут приличны в храме. К примеру, агрессивно-сексуальным или чрезмерно экстравагантным моделям здесь не место.
- » Неуместна в храме и одежда, головные уборы из разряда экстравагантных, или эпатажных.
- » Существует еще более скрытое нарушение церковного дресс-кода, которым грешат некоторые прихожане, стремящиеся жить по канонам Церкви. Известна мне одна семья с тремя детьми. На голове у мамы этих ребятишек всегда был черный платок, а на ногах бесформенные черные полуботинки, черная (мужская) рубашка с длинным рукавом и юбка, естественно, - полноценное макси, мешковатая на вид и тоже черная. Папа – всегда в черной рубашке (на выпуск) с длинным рукавом, черные брюки заправлены в кирзовые сапоги, на левом запястье – четки. Детишки одеты во что-то темное и безрадостное.
Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом.
Спросите в чем нарушение? В том, что черный total look для повседневного употребления в церкви закреплен только за монашествующими. Мирянам (то есть людям, живущим в обществе) черная одежда предписана в качестве траура. Кстати, когда я увидела взрослых членов этой семьи первый раз (они были без детей), то я так и подумала, что они из монастыря. В такое заблуждение их одежда ввела не только меня одну. Таким образом одеваясь во все черное, глухо закрытое человек нарушает церковный дресс-код тем, что вводит в заблуждение окружающих относительно своего положения в Церкви.
Проблема вторая
Вторая проблема возникает тогда, когда соблюдая требования, человек совершенно не заботится об эстетики своего облика. Кстати, лет 20-15 назад в среде людей только начинавших свой путь в духовной жизни считалось, что благочестивая одежда – заведомо мешковатая, уродливая и даже неопрятная. Помнится даже священники вынуждены были публично обличать юношей за давно нестриженные волосы, перетянутые резинкой «похищенной из маминого будуара». К счастью, эти времена прошли. Неофиты вспомнили о том, что богослужение это по преимуществу праздник, где неуместны костюмы бомжей. Сегодня даже существует передача на одном из православных каналов, посвященная теме красоты в одежде. Попытка весьма робкая, но все же заслуживающая одобрения, ибо и по сей день немало прихожан, одеваются удручающе с точки зрения стилиста.
- » Бичом многих искренних прихожанок стали юбки крайне проблематичной длины – до середины щиколотки. Такая длина требует очень стройных ножек и каблука, равно как и определенного фасона самой юбки, соответствующей фактуры ткани, а так же некоего тщательно построенного образа. Здесь ничего этого нет.
- » Бич номер два: цветовая гамма. Она постоянно мрачная: на одном полотне коричневое с серым, черным, блекло синим и блекло зеленым.
- » Бич номер три: рисунок. Всякий раз в моей голове крутится один и тот же вопрос: чье больное воображение породило такой принт???
- » Бич четвертый: форма. Одежда мешковато висит.
- » Обувь (конечно по принципу «удобно»).
- » Сочетание верха и низа с разными принтами, да еще и платок с рисунком.
- » Выбор одежды без учета индивидуальных особенностей (возраст, комплекция, цветотип, тип фигуры, характер).
Итак, мы имеем две глобальные проблемы, для разрешения которых сформулируем следующую задачу: как соблюсти церковный дресс-код и не нарушить требования стиля? Или еще короче: как выглядеть благочестиво и красиво одновременно?
Поставленным вопросом я хочу закончить этот материал, чтобы в последующих публикациях дать ответ обстоятельный, но не утомительный по объему.
За сим остаюсь искренне Ваша,
Марьяна Ершова
- Анна Е., 36 лет: подбор стрижки, исходя из черт лица и структуры волос
- Елена К., 27 лет: определение цветотипа и степени контрастности внешности
- Лола Т., 31 год: создание индивидуальной палитры оттенков
- Светлана А., 46 лет: цветовое решение гардероба
- Дарья С., 39 лет: определение природного стилистического типажа
- Ольга Б., 61 год: определение типа фигуры и пропорций
- Ирина С., 39 лет: как определить актуальность гардероба
- Отзывы
Получите мои бесплатные рекомендации по стилю по электронной почте: