Стильные детки
О том, что понимание прекрасного (эстетический вкус) лучше всего взращивать с детства, сказано многими современными стилистами, и не только ими. Умение стильно одеваться – это одна из составляющих данного понимания. Как это сделать? Позвольте, милые дамы и барышни, поделиться опытом моей семьи: как удавалось моей бабушке воспитать у детей и внуков эстетический вкус, и насколько это удается мне с учетом изменившегося быта.
У меня трое детишек: две дочки (старшей 9 лет, младшей – 4 месяца) и сын (6 лет). О завершении процесса воспитания говорить, конечно, рано. Однако подводить некоторые итоги и намечать дальнейшую линию работы - можно.
Прививаем вкус с детства!
Почему, собственно, так важно начать эстетическое воспитание вообще (и навык стильно одеваться в частности) с самого нежного возраста? Возрастная психология дает нам ответ на этот вопрос. Именно с рождения и примерно лет до 6-7 происходит активное формирование у ребенка этического (с позиции добро - зло) и эстетического (с позиции прекрасно - безобразно) восприятия окружающего мира. В дальнейшем, это восприятие совершенствуется, но отходит на второй план перед активным становлением абстрактно-логического мышления. Очевидно, любовь к добру и красоте необходимо прививать именно тогда, когда дитя к этому наиболее восприимчиво, стало быть – с рождения.
…70-е годы. Мы живем в большом, но закрытом для иностранцев промышленном городе. Отечественная легкая промышленность, увы, не нацеливалась на то, чтобы удовлетворить потребность населения в красивой (не говоря уже о стильной) одежде.
Как же удавалось моей дорогой воспитательнице прививать нам эстетический вкус? Прежде всего, конечно, понимание что прекрасного, а что безобразно было у нее самой. Действительно, отправной точкой воспитания любого навыка является наличие данного навыка у воспитателя. А посему, милые дамы и барышни, - развиваем собственный вкус к красоте, ибо нет предела совершенству.
А не сэкономить ли нам на красоте?
Затем, заботясь о нас, бабушка не позволяла себе одеваться во что придется. Кстати, нарядов у нее было мало, но они были безупречны. И этот момент опять очень важен. Всем известно, для малыша его мама - самая красивая, стало быть, то, что на ней надето и есть самое красивое (платье, джинсы, спортивный костюм, рваный халат…). Когда малыши подрастают, они подсознательно выбирают тот же уровень эстетики (ну если не было, конечно, феи-крестной, которая помогла «Золушке» поехать на «бал»). Вспоминаю об этом всякий раз, когда возникает коварный вопрос: «а не сэкономить ли нам на красоте?», а такой вопрос возникает довольно часто. Приходится проявлять изобретательность, как говориться, голь на выдумку хитра. Но это – другая тема.
Я не хотела быть «стандартной»
Важным инструментом в воспитании навыка стильно одеваться являются оценочные высказывания по поводу конкретных вещей. У моей бабушки было любимое словечко, звучавшее всегда уничижительно: «стандартно!». Бабушка в него вкладывала богатое содержание. Стандартно, значит, как все, не оригинально, не художественно, безвкусно, бездумно, безличностно, неиндивидуально. Глядя на то, что «стандартно» и воспринимая негативную оценку таковых вещей, конечно же, я сама не хотела быть «стандартной». Так рождалось неприятие «массовости» во внешнем виде…
Используйте оценочные высказывания для формирования эстетического вкуса
Сейчас ситуация на рынке одежды кардинально изменилась. Легкая промышленность России (и Китая, и Турции) работает явно на опережение спроса, поражая количеством продукции и ее разнообразием. К сожалению, необходимость в негативной оценке не устраняется. Более того, сейчас недостаточно сказать «стандартно», чтобы указать на недостаток эстетического вкуса неведомого дизайнера. В моем арсенале «плохих оценок» гораздо больше: нелепо, чрезмерно, куце, аляповато, безобразно, неаккуратно, безвкусно, неестественно, неуместно и т.д. Мне представляется важным не только оценить, но пояснить, в чем конкретно заключается эстетическая ошибка. Например, если покупая дочке колготки, я отказываюсь от экземпляров со стразами, то говорю ей, что это нелепо. Потом поясняю, где и при каких обстоятельствах допустимо использование страз (практически – нигде, вид дешевый и глупый, как будто сорока, которая за всем, что блестит охотится)…
Скажите "нет" безвкусице!
Таким образом я подвергаю жесткой «цензуре» все, что предлагают нам носить. Нещадно выбраковываю кофточки, юбочки, колготки, брючки и футболки с бесконечными фиксиками-барбоскиными-тачками, блестяшками, надписями «LOVE» и прочей безвкусицей.
Это не просто! Один спайдермэн чего стоит – его лепят практически на половине ассортимента для мальчиков. Но терпение и труд все перетрут…
Так было и в моем детстве: в условиях дефицита бабушка не покладая рук шила и перешивала, превращая старые, ненужные вещи в оригинальные, яркие наряды для дочери (моей мамы), внуков и себя. Курсы кройки и шитья она закончила в 40-е годы, и, сколько помню, часто обходилась без выкроек, намечая линии кроя прямо на отрезе ткани, наброшенном на «заказчика». Она был поистине художником, неслучайно каждое мое платье имело свое название. Мы не говорили: «то белое платье с аппликацией», но - «Лебёдушка», или «Курочка Ряба», или «Сливочно-шоколадное»…
Не можете купить? Сшейте сами!
Время дефицита прошло, но навык шитья очень меня выручает. Первые вещи шила в 13 лет. Потом училась по инструкциям «Бурды», а в прошлом году закончила курсы кройки и шитья. Замечательное вложение и денег, и времени, и сил. Рекомендую всем! Теперь у меня практически исчезла проблема поиска необходимой вещи или выкройки, ведь выкройку я строю сама, а нужную ткань найти проще, чем готовую вещь из этой же ткани. Не говоря уже о разнице в стоимости изделия. Кстати, на детей шить гораздо легче, чем на взрослых, поэтому начинающим швеям (для себя) рекомендую практиковаться сначала на детской одежде.
Навык шитья решит проблему поиска необходимых вещей, а также сэкономит Ваши деньги, время и силы!
Элегантность - залог успеха будущего мужчины
По моему глубокому убеждению, мальчишеской одежде необходимо уделять внимание не меньше, чем девичьей. Бабушка, к примеру, шила моему брату матроску, бушлат с якорьками, бескозырку с надписью «Варяг», красную косоворотку. Хотя, в целом, ее забота о гардеробе брата распространялась только на праздничные наряды, в то время как меня обшивала от летних платьев до шубки. Здесь я несколько отошла от следования ее примеру и стараюсь придерживаться принципа равенства: сшила дочке платье, шью сыну рубашку (брюки).
Даже если Вы не шьете сами, лучше не составлять гардероб сыночка из трикотажных шорт и футболок, спортивных костюмчиков и непромокаемых штанишек. Конечно, мальчики гораздо подвижнее девочек, им неудобно в классическом костюме бегать, прыгать, лазать и проч. Тем не менее, нельзя допускать, что бы мальчик знал только «треники» с футболкой или джинсы с толстовкой. Приучайте мальчика хотя бы по особым поводам надевать брюки+рубашку, к ним, конечно, туфли, а не кроссовки. Неудобный пиджак можно заменить жилетом, или кардиганчиком – получится несколько непринужденный и стильный образ.
А если еще и традиционный галстук заменить свободно повязанным шейным платком (под рубашку, расстегнув верхнюю пуговицу-две), да все по цвету подобрать в гармоничное сочетание с цветотипом сыночка, то получится образ почти аристократический.
Очень важно приучать малыша различать одежду для разных поводов: домашняя, на прогулку во двор, в гости, в садик, на праздник (здесь тоже существуют нюансы: какой праздник, где).
Нельзя, на мой взгляд, при выборе детской одежды руководствоваться только принципом удобства и практичности. Ведь нередко встречается такая позиция: «зачем надевать белую рубашку, все равно запачкает». Запачкает, точно. Но проблема не в том чтобы пачкатни не было видно, а в том, чтобы научить малыша не пачкать. Тут без белой рубашки не обойтись. Конечно, проще надеть серую, коричневую или какую-нибудь пестренькую, только так не научить носить белую. Все равно как в анекдоте: «пока плавать не научитесь, воды в бассейн не налью».
Давайте больше самостоятельности
Примерно лет с 5-ти можно предоставлять малышам самостоятельный выбор. Точнее это должен быть направленно-самостоятельный выбор. К примеру, собираемся в гости. Дети спрашивают: «Что надеть?», - отвечаю: «Ване: вельветовые брючки и рубашку (светло-синюю или коричневую в полоску – сам решай), Маше: платье». Сын идет одеваться, а дочка говорит: «А я хочу сарафан», - «Тогда выбери блузку понарядней», - теперь и она идет одеваться. Т.е. я задаю направление выбора, в рамках которого дети сами решают – что конкретно надеть. Вы, конечно, заметили, что дочери (ей 9 лет) предоставляю более сложный выбор. Надеюсь, что со временем, они будут одеваться стилистически грамотно без подсказок.
Как развивать эстетический вкус?
Как известно, развитию эстетического вкуса очень способствует встреча с прекрасным, т.е. знакомство с сокровищами мировой художественной культуры. Однако здесь есть ряд сложностей. Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста очень мало ребят способных сосредоточенно отдаться этому воздействию. Кроме того далеко не все города имеют музеи изобразительных искусств или картинные галереи. Репродукции и интернет несколько заполняют эту лакуну, но все же их положительное воздействие гораздо ниже. Тем не менее – используем интернет для виртуального посещения галерей, музеев, театров мира, коль скоро нет реальной возможности это сделать.
Важно помнить, что мощным инструментом как нравственного, так и эстетического становления малыша являются книжки и мультики. Детские! Пожалуй, этому моменту следует посвятить отдельную статью. Ограничусь здесь лишь констатацией: круг чтения и мультфильмов необходимо формировать очень тщательно. Мультики для ребенка не развлечение, а способ познания мира.
Подведем некоторый итог. Что нужно делать для формирования эстетического вкуса ребенка?
Cовершенствуем свой вкус
Являем своему чаду пример стильной внешности
Формируем представление о прекрасном и безобразном посредством оценочных высказываний и их расшифровкой
Отказываемся от приобретения безвкусных вещей, как бы выгодна не была покупка
Формируем ребенку гардероб, соблюдая основные правила стилистики
Постепенно расширяем возможность самостоятельного выбора одежды
Организуем регулярные встречи с прекрасным
Ну, и поскольку развитие вкуса – это, прежде всего, процесс воспитательный, то не следует забывать: «Главное не чтобы платье было красивое, а чтобы девочка была хорошая!», - как не уставала повторять моя бабушка.
За сим остаюсь искренне Ваша,
Марьяна Ершова
- Анна Е., 36 лет: подбор стрижки, исходя из черт лица и структуры волос
- Елена К., 27 лет: определение цветотипа и степени контрастности внешности
- Лола Т., 31 год: создание индивидуальной палитры оттенков
- Светлана А., 46 лет: цветовое решение гардероба
- Дарья С., 39 лет: определение природного стилистического типажа
- Ольга Б., 61 год: определение типа фигуры и пропорций
- Ирина С., 39 лет: как определить актуальность гардероба
- Отзывы
Получите мои бесплатные рекомендации по стилю по электронной почте: